вторник, 7 февраля 2017 г.

Мониторы, клавиатуры и мыши


  • Монитор  
  • Без клавиатуры не обойтись  
  • Мышь в руке 

Монитор — для отображения данных, клавиатура — для их ввода, и мышь — для манипулирования ими. Вот три периферийных устройства, просто необходимых в современном компьютере. И хотя сам по себе компьютер может успешно функционировать и без них, в этом случае он становится неуправляемым, а значит, совершенно бесполезным. Как вы уже поняли, без этих устройств взаимодействие с компьютером невозможно. Поэтому внимательно отнеситесь к материалу данной главы, чтобы научиться правильно их выбирать и использовать. Знакомьтесь: монитор Монитор — важнейший компонент ПК, без него вы не увидели бы никаких данных. История компьютерных мониторов насчитывает уже более полувека и за это время они прошли большой путь развития от простейших текстовых устройств до современных многоцветных дисплеев. В этом разделе мы рассмотрим не только сами мониторы, но и средства управления ими со стороны компьютера. Монитор и графическая карта Монитор (а для современных компьютеров правильнее будет сказать графический дисплей), безусловно, больше всего привлекает к себе внимание при взгляде на компьютер. Но он является лишь внешней частью того, что называется графической подсистемой компьютера. В целом эта подсистема состоит из двух компонентов: монитор; графический адаптер. Монитор — это пассивная часть графической системы. Его назначение — просто отображать поступающую к нему информацию в указанном виде. Графический адаптер (или видеокарта) — это, наоборот, активная часть системы. Он находится в системном блоке компьютера и взаимодействует с процессором.
Графическая подсистема компьютера

Графический адаптер указывает монитору, что и где отображать, сколько цветов ис- пользовать и какое установить разрешение экрана. Именно возможности графического адаптера определяют общий потенциал компьютера по обработке графики. Структура графической подсистемы схематически представлена на рис. 9.1. Не забывайте, что графический адаптер находится в системном блоке, а не где-то снаружи, как показано на рисунке. Монитор Графический адаптер Кабель Кабель питания Кнопка питания Кнопки настройки Рис. 9.1. Графическая подсистема компьютера Монитор и графический адаптер всегда работают совместно. Графический адаптер иногда называют видеоадаптером или видеокартой. К одному компьютеру можно подключать несколько мониторов (подробнее об этом мы поговорим ниже в этой главе). В этом случае в системном блоке должны быть установлены либо два обычных графических адаптера, либо один, допускающий подключение сразу двух мониторов. Термин интегрированное видео применяют к графическому адаптеру, встроенному непосредственно в материнскую плату компьютера.

Монитор и графический адаптер всегда работают совместно. Графический адаптер иногда называют видеоадаптером или видеокартой. К одному компьютеру можно подключать несколько мониторов (подробнее об этом мы поговорим ниже в этой главе). В этом случае в системном блоке должны быть установлены либо два обычных графических адаптера, либо один, допускающий подключение сразу двух мониторов. Термин интегрированное видео применяют к графическому адаптеру, встроенному непосредственно в материнскую плату компьютера. 

Два основных типа мониторов В настоящее время наиболее распространены два типа мониторов: мониторы на электронно-лучевой трубке (ЭЛТ), внешне подобные обычным телевизорам; мониторы с жидкокристаллическим дисплеем (LCD), или “плоские” мониторы. 

Стандартным типом монитора персонального компьютера на сегодняшний день является LCD -монитор (LCD — Liquid Crystal Display, жидкокристаллический монитор). Эти мониторы плоские, относительно тонкие и потребляют мало электроэнергии. ЭЛТ-мониторы уже устарели и в продаже практически отсутствуют, хотя раньше были распространены повсеместно. Некоторые ЭЛТ-мониторы были представлены как обладающие плоским экраном. Однако пусть это не вводит вас в заблуждение — поверхность экрана у них действительно плоская, что обеспечивает удобную работу с графикой, но это не LCD-мониторы. Все LCD-мониторы являются плоскими. 

Графические адаптеры 
Графический адаптер — это часть графической подсистемы ПК, скрытая в системном блоке. Чаще всего он представляет собой карту расширения, вставленную в слот материнской платы. Адаптер управляет монитором, формируя отображаемую им картинку; именно он обеспечивает вывод на экран текстов и изображений, обрабатываемых компьютером. На рынке предлагается широкий спектр графических адаптеров. В основном отличия между ними обусловливаются их целевой аудиторией — это могут быть любители компьютерных игр, офисные работники, дизайнеры и проектировщики или обычные пользователи, как мы с вами. При выборе адаптера следует учитывать три основные характеристики: объем памяти; тип графического процессора; тип интерфейса. Компьютерная графика требует наличия в графическом адаптере отдельной памяти, отличной от той, которую использует микропроцессор. Эту память так и называют — видеопамять (Video RAM или VRAM). Чем больше ее объем, тем больше цветов компьютер способен отображать, поддерживать большее разрешение экрана и выполнять обработку специальных эффектов трехмерной графики (прозрачность, свечение, отражение и др.). Раньше графические адаптеры могли вообще не иметь видеопамяти, а современные могут иметь 1 Гбайт и более. Для успешной работы Windows 8 необходимо по крайней мере 128 Мбайт видеопамяти. В целом обычному современному компьютеру вполне достаточно от 128 до 512 Мбайт видеопамяти, если вы используете компьютер для офисной работы или же для домашнего применения, когда требуется лишь доступ к Интернету и, скажем, возможность просмотра на компьютере фильмов. Если же на вашем компьютере предполагается запускать современные ресурсоемкие игры, 512 Мбайт видеопамяти может оказаться маловато. В этом случае нужно остановить свой выбор на графическом адаптере, оснащенном как минимум 1 Гбайт видеопамяти. Поверьте, играть станет значительно интереснее. Еще один важный параметр графического адаптера — тип его графического процессора (GPU — Graphic Processing Unit). В компьютере он занят исключительно операциями с графикой, снимая эту часть нагрузки с центрального процессора и одновременно обеспечивая высокое качество и скорость перерисовки изображений на экране. Сегодня на рынке доминируют две модели графических процессоров: ATI Radeon и NVIDIA GeForce, не уступающие друг другу. Третий важный параметр графического адаптера — его интерфейс, т. е. способ подключения к материнской плате. В самых современных моделях используется интерфейс PCI Express, поскольку он наиболее быстродействующий. Недорогие компьютеры вместо видеокарты могут быть оснащены видеоадаптером, интегрированным в состав материнской платы компьютера. Их возможности невелики, но вполне достаточны для работы с офисными приложениями и просмотра веб-страниц. Монитор Монитор персонального компьютера на самом деле является его периферийным устройством, поскольку существует независимо от системного блока. Совсем необязательно приобретать системный блок и монитор в комплекте, у одного и того же постав- щика. Можно купить новый системный блок, оставив работать с ним старый монитор, и наоборот. Независимо от типа и технических особенностей, все мониторы выполняют одну и ту же функцию — отображают информацию, с которой компьютер предлагает вам ознакомиться. Физические характеристики Главная характеристика монитора — размер его экрана , измеренный в дюймах по диагонали. Сейчас наиболее распространенными размерами являются 16, 17, 19, 20, 21 и 22 дюйма, но некоторые мониторы имеют очень широкий экран, до 30 дюймов. Еще одна важная характеристика монитора — соотношение размеров сторон экрана (ширина к высоте). Современные мониторы выпускаются в двух вариантах. 4:3 — 4 единицы в ширину и 3 единицы в высоту. Стандартное соотношение сторон, давно и широко используемое в кино и телевидении, применяется в традиционных компьютерных мониторах. 16:9 — 16 единиц в ширину и 9 единиц в высоту. Стандарт телевидения высокой четкости (HDTV), широко применяется в ноутбуках. В настоящее время становится все более популярным и для обычных ПК. Каждый монитор имеет сигнальный кабель (видеокабель) и кабель питания, который с помощью обычной вилки подключается к розетке электросети. Видеокабель может оканчиваться стандартным разъемом VGA, разъемом цифрового видео, штекером DVI или HDMI и подключаться к соответствующему разъему видеоадаптера в системном блоке. Кнопка включения и выключения питания монитора чаще всего находится на передней панели справа. Монитор имеет и другие кнопки — для настройки изображения, расположенные обычно спереди, благодаря чему доступ к ним упрощается. Но иногда они размещаются на боковой стороне монитора либо скрыты панелью. Подробнее о них — в следующем разделе. Если монитор включен, но не подключен к системному блоку (либо сигнал от компьютера отсутствует), на его экране появляется предупреждающее сообщение, например No Signal (Сигнал отсутствует). Не волнуйтесь — эту проблему легко устранить: подключите монитор к системному блоку либо включите сам системный блок, и все будет в порядке. Настройка изображения На старых мониторах вся настройка могла заключаться в регулировке яркости и контрастности. Сегодня, как правило, предоставляется множество параметров настройки изображения. Для регулировки одних из них могут быть предназначены специальные кнопки на передней панели монитора, тогда как для доступа к другим потребуется несколько раз нажать ту или иную кнопку. Некоторые мониторы имеют всего несколько кнопок, одна из которых называется Menu (Меню). После ее нажатия на экране появится меню, пример которого приведен на рис. Остальные кнопки предназначены для выбора функции в этом меню и установки значения параметров. Обратите внимание на значки, отмечающие различные параметры настройки.

Типичное экранное меню

При настройке параметров меняются характеристики отображения, но не само содержимое экрана монитора. 

Наиболее простой способ настройки монитора — воспользоваться командой Auto (Авто) в экранном меню

После завершения настройки монитора выберите в экранном меню команду Exit (Вы- ход) либо подождите, пока экранное меню исчезнет само.

Читайте также:

Настройка монитора в виндоувс. Как настроить второй монитор?


Без клавиатуры не обойтись 

Без ввода данных компьютер оказывается практически бесполезным, а в ПК ввод осуществляется преимущественно с помощью клавиатуры . Правда, можно попытаться обратиться к компьютеру словесно — это забавно, но вряд ли от этого будет какой-либо толк. Клавиатура — это стандартное компьютерное устройство ввода. 


 Хотя в самых современных компьютерах и поддерживается функция голосового ввода, клавиатура по-прежнему остается незаменимой. Стандартная клавиатура В действительности понятия “стандартная клавиатура” не существует, однако те 104 клавиши, которые показаны на рис. 9.5, имеются сейчас практически на всех компьютерных клавиатурах. 
 Так выглядит типичная клавиатура

Клавиши на типовой компьютерной клавиатуре можно разделить на четыре блока (см. рис. 9.5). 
 Функциональные клавиши. Находятся в верхнем ряду клавиатуры и обозначены как  F1, F2, ..., и так далее до F12
 Алфавитно-цифровые и управляющие клавиши. Это набор клавиш, предназначенных для ввода текста: буквы, цифры, знаки пунктуации, табуляция, выбор регистра и т. д. 
 Клавиши управления курсором . Еще их называют клавишами со стрелками. Этот блок клавиш используется главным образом при редактировании текстов. Для этих же целей используется расположенный выше блок из шести клавиш . Цифровая клавиатура . Она скопирована с обычного калькулятора и позволяет быстро и легко вводить любые числа. Когда режим NumLock выключен, ее также можно использовать для управления курсором и перемещения по документу. Специальные клавиши На компьютерной клавиатуре есть четыре дополнительные клавиши, предназначенные для изменения функций других клавиш: , , и . Для краткости мы будем назвать их модификаторами. Клавиша-модификатор работает в комбинации с другими клавишами: нажмите ее и удерживайте, а затем нажмите другую клавишу. Полученный результат зависит от клавиш, которые вы нажали, и от того, как данная программа реагирует на такую комбинацию клавиш.

Специальные клавиши На компьютерной клавиатуре есть четыре дополнительные клавиши, предназначенные для изменения функций других клавиш: Shift, ctrl , alt  и  Win. Для краткости мы будем назвать их модификаторами. Клавиша-модификатор работает в комбинации с другими клавишами: нажмите ее и удерживайте, а затем нажмите другую клавишу. Полученный результат зависит от клавиш, которые вы нажали, и от того, как данная программа реагирует на такую комбинацию клавиш.

Мышь в руке 
 Вероятно, это устройство было названо мышью из-за его небольших размеров и длинного “хвоста”, а может быть потому, что при работе оно постоянно перемещается по коврику, как бы что-то отыскивая. Компьютерная мышь — это устройство ввода. Хотя с помощью клавиатуры (другое устройство ввода) можно делать практически все, что нужно для ввода данных, мышь так- же необходима — чтобы управлять графическими объектами на экране, особенно в такой операционной системе, как Windows. Новый компьютер комплектуется обычной мышью, но при желании ей можно найти лучшую замену — мышь игровую, с дополнительными кнопками или мышь беспроводную. Основные элементы мыши Типичная компьютерная мышь и ее основные элементы показаны на рис. Корпус мыши. Мышь по размеру напоминает кусок мыла. При работе ладонь удобно размещается на ее корпусе, а пальцы остаются свободными и используются для нажатия кнопок. Левая (главная) кнопка. Левая кнопка мыши находится под указательным пальцем правой руки; это та кнопка, которой вы преимущественно пользуетесь. Колесико. Центральную кнопку (в виде колесика) можно нажимать обычным образом, как левую или правую кнопку. Дополнительно колесико можно вращать вперед и назад. Иногда (на игровой мыши, например) колесико может также наклоняться влево и вправо. Правая кнопка. Правая кнопка используется в специальных операциях, хотя в основном щелчок правой кнопкой открывает контекстное меню. Существует такой тип мыши, у которого дополнительные кнопки располагаются сбоку и нажимаются большим пальцем. Используя специальное программное обеспечение, им (впрочем, как и остальным кнопкам мыши) можно назначать специальные функции, при- чем для каждой программы в отдельности. Колесико мыши Индикатор работы Специальные кнопки Левая, “главная” кнопка Правая кнопка Корпус мыши Рис. 9.6. Типичная компьютерная мышь Другие типы компьютерной мыши Разнообразие предлагаемых на рынке типов компьютерной мыши достойно удивления. Изменчиво все: принципы работы, форма, общий дизайн, количество кнопок — их может быть три, пять, семь. Самое большое количество кнопок, которое я видел на компьютерной мыши, — 57. Я не обманываю. Популярная вариация мыши — трекбол , напоминающий перевернутую мышь. В этом случае нужно не перемещать само устройство, а вращать его шарик указательным пальцем. Устройство остается неподвижным, так что ему почти не нужно место и шнур никогда не запутается. Его предпочитают пользователи, работающие с графикой, поскольку часто такие устройства более точные, чем традиционные мыши. Еще одна разновидность мыши, стилус, весьма популярна у художников. Это устройство выглядит, как перо, и позволяет рисовать на специальном коврике. Главная его осо бенность в том, что оно чувствительно к нажиму, а это очень важно при рисовании. Наконец трехмерную беспроводную мышь можно использовать в качестве указки на экране компьютера, действуя ею, как пультом управления


Работа с помощью мыши Компьютерная мышь управляет графическим указателем, который перемещается на экране. Переместите мышь на коврике, и указатель на экране повторит ваши движения. Передвиньте мышь влево — указатель переместится влево, сделайте круговое движение — указатель повторит и это действие. Работая за компьютером, мышь перемещают по коврику и манипулируют ее кнопками. Типичным действиям с мышью присвоены специальные названия. Наведение . Если требуется “навести (или поместить, указать и т.д.) мышь” на что- либо, следует перемещать ее по коврику до тех пор, пока указатель мыши на экране не окажется на интересующем вас объекте. Выбор . Это одно из основных действий. Наведите указатель мыши на указанный объект, нажмите ее левую (главную) кнопку, а затем отпустите. При этом будет слышен звук слабого щелчка — именно поэтому подобная операция с кнопкой (нажать-отпустить) и называется щелчком. Выбираемым объектом может быть что угодно — пиктограмма, на- рисованная на экране кнопка, пункт меню и т.п. Щелчок правой кнопкой. Такое же действие, как описано выше, но при этом используется правая кнопка мыши. Двойной щелчок . Это два щелчка подряд без перемещения мыши. Интервал времени между щелчками должен быть достаточно коротким, иначе ваше действие будет воспринято, как два независимых щелчка, и вызовет совсем не тот эффект, который требуется. В Windows двойной щелчок используется для открытия файла, запуска программы и множества других действий. Перетаскивание . Это еще одна важная операция. Наведите мышь на объект, который требуется перетащить, нажмите левую кнопку и, удерживая ее нажатой, передвигайте мышь в нужном направлении. Объект на экране окажется захваченным и также будет перемещаться туда, куда указывают. Удерживайте кнопку мыши нажатой до тех пор, пока объект не достигнет места назначения, а затем освободите ее, чтобы отпустить объект, который перетаскивался. Самый лучший способ научиться пользоваться мышью — поиграть в компьютерную игру, такую как “Солитер” или “Свободная ячейка” (обе поставляются вместе с Windows). Поиграйте в эти игры для тренировки, и результат не заставит себя ждать. При выполнении щелчка важно научиться нажимать и, что еще важнее, отпускать кнопку мыши, не сдвигая ее с места.


Комментариев нет:

Отправить комментарий